Подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на продвижение туризма в Казахстане, в котором отмечается выявленные нарушения и недостатки на общую сумму 1,5 млрд тенге.  

Так, согласно итогам госаудита отмечается неэффективное использование активов на сумму 919,4 млн тенге.

К активам в данном случае отнесены цифровые системы и видеоматериалы, разработанные АО Казах Туризм по заказу уполномоченного органа за последние 4 года, а под неэффективным использованием - факт их несвоевременного отражения на балансе профильного министерства. 
Таким образом цифровые системы числились в нацкомпании, в связи с чем по рекомендации аудиторов инициирована передача цифровых проектов на баланс Министерства. Видеоматериалы также будут приняты на баланс Минтуризма.

В случае роуд-шоу к заключению о неэффективности аудиторы пришли из-за того, что туроператоры, участвовавшие в b2b встречах, предоставили меморандумы с зарубежными партнерами, вместо соглашений. Вместе с тем, путь от знакомства туроператоров до подписания договоров о партнерстве может занять продолжительное время. Несмотря на это, b2b мероприятия остаются одним из эффективных инструментов для туроператоров. Поэтому будет проработан вопрос по организации системного пост-мониторинга реализации проведенных мероприятий в динамике 1-2 года.

Продвижение в социальных сетях Китая посчитали неэффективным из-за того, что аккаунты в Weibo и Wechat ведутся эпизодически (в 2020-2021 годах), хотя это напрямую связано с особенностями бюджетного планирования и закупочных процедур в Казахстане. Для непрерывного ведения проектов требуется стабильное финансирование. Тем не менее, публикации, размещенные в интернете, навсегда остаются в доступе и пассивно работают на продвижение страны.

В части неэффективного планирования бюджетных средств на сумму 546,9 млн тенге.

Неэффективное планирование складывается из тех же мероприятий по цифровизации и анализу турпотенциала, но уже на 2023 год.

Более половины суммы относится к вопросу правильного учета цифровых проектов. По заключению аудиторов Министерство не должно было предусматривать бюджетные средства на техническое сопровождение информационных систем, так как они не находились на балансе ведомства. При этом, сопровождение систем производится на постоянной основе, например, для бесперебойного функционирования eQonaq, который ежечасно регистрирует иностранных туристов.

Кроме того, данный пункт включает расходы на анализ туристского потенциала, проводимый Казахтуризмом в соответствии с полномочием, определенным Законом «О туристской деятельности». Проведение анализа обусловлено необходимостью мониторинга реализации государственных программ и других стратегических документов. 

Что касается завышения стоимости услуг на общую сумму 76,7 млн тенге.

Под завышением стоимости по заключению аудиторов подразумевается разница в планируемом и фактическом периоде оказания услуг.
Например, техподдержка информационных систем в 2022 году была рассчитана на 6 месяцев, однако в связи с длительностью бюджетных и закупочных процедур договора между Министерством и нацкомпанией были заключены на 4 месяца. При этом, системы функционировали и поддерживались силами сотрудников нацкомпании с начала года. 

Неисполненные обязательства по выполнению работ и оказанию услуг на сумму 11,3 млн тенге.

В данном пункте речь идет по факту о выполненных обязательствах, но причиной разногласия стала методология исполнения. Так по определенным договорам раздаточная продукция была частично предоставлена из запаса подрядчика, а при производстве видеофильмов наряду со съемкой были использованы архивные кадры, что не запрещалось условиями техзадания. 

Необоснованные выплаты заработной платы в размере 4,3 млн тенге.

Данная сумма сложилась в связи отменой запланированных командировок, по которым сотруднику уже были начислены необходимые средства. При этом несмотря на то, что сотрудник фактически понес расходы по приобретению авиабилетов, оформлению виз и т.д., вся сумма была восстановлена по требованию аудиторов.

Заявленные нарушения государственного аудита носят процедурный характер и связаны в том числе с несвоевременной передачей на баланс активов цифровизации, видеоматериалов и т.д. Указанная неэффективность по ряду мероприятий принята к сведению и будет учтена при формировании бюджетных заявок будущего периода.

При этом, отмечаем, что нарушений уголовного характера либо недостачи в ходе государственного аудита не выявлено. Отмечаем, также, что все предписания по возмещению средств выполнены национальной компанией в 100% объеме до завершения аудита.

Рассказать друзьям: